Различные дорожные и погодные условия теплого и холодного сезона формируют определенные требования к параметрам безопасности летней и зимней резины. Колеса отличаются составом резиносмеси и дизайном протектора. Иногда водители пренебрегают этими требованиями в угоду экономии и удобству, считая что зимний комплект пригоден для лета. Можно ли ездить на зимней резине летом? Какие есть нюансы использования покрышек не по сезону? Разбираемся в статье.
Особенности состава резиновой смеси
В теплое время года столбик термометра часто поднимается выше +30°C. В жаркую погоду асфальт прогревается до еще больших значений, поэтому колеса должны обладать необходимой упругостью для сохранения рабочих характеристик. В компаунд резины summer добавляются функциональные полимеры и другие компоненты, повышающие термостойкость и устойчивость к истиранию. Это позволяет ей не «плавится» на дороге в жару. Производительность колес ухудшается при температуре ниже +7°C.
Зимний протектор имеет в составе больший процент диоксида кремния и натуральный каучук. Такой профиль не замерзает при отрицательной температуре и обеспечивает эффективное сцепление на холодной и мокрой поверхности. В плюсовую погоду тягово-сцепные свойства покрышек winter из-за повышенной эластичности ухудшаются.
Особенности протектора
Летняя дорога раскрывает скоростной потенциал автомобиля. Дизайн летнего протектора спроектирован таким образом, чтобы обеспечивать надежную управляемость и сцепление на сухом покрытии. Продуманный рисунок с широкими водоотводящими элементами отвечает также за эффективное торможение и устойчивость к аквапланированию на мокрой трассе. Профиль оснащается блоками среднего размера с небольшим числом ламелей. Продольные ребра жесткости обеспечивают машине курсовую устойчивость на скорости, а ненаправленный рисунок отлично справляется с прохождением поворотов. Допустимая остаточная глубина летнего протектора - 1,6 мм. Классический представитель - популярная модель Pirelli Cinturato P7 с асимметричным ненаправленным дизайном. Профиль от Пирелли отличается улучшенной динамикой вождения и эффективным торможением.
Покрышка для зимы имеет более массивные блоки с густой ламелизацией. Ламели в сочетании с узкими и глубокими дренажными канавками отвечают за устойчивость колес на снегу, льду и снежной каше. Задача фрикционной резины - надежно «приклеиться» к мокрой и скользкой поверхности и обеспечить безопасно короткий тормозной путь. На сухом покрытии производительность «липучек» снижается. Допустимая остаточная глубина протектора зимних моделей - не менее 4 мм. Типичный представитель категории - фрикционная модель Bridgestone Blizzak LM005 с V-образным протектором с надежными тягово-сцепными характеристиками на скользком дорожном покрытии.
Последствия эксплуатации зимней резины летом
Зимний профиль адаптирован к поездкам по холодной мокрой или заснеженной дороге. Оставляя «липучки» на лето, учитывайте:
- Увеличенный тормозной путь. Безопасность водителя и пассажиров зависит от скорости остановки автомобиля. Чем короче расстояние при экстремальном торможении, тем меньше риск попасть в ДТП. Из-за повышенной эластичности и строения зимние колеса на мокрой летней дороге останавливают авто в среднем на 10-15 метров позже, чем летний комплект. Ездить на зимней резине на повышенной скорости очень опасно!
- Ухудшение управляемости. Недостаточная жесткость блоков замедляет скорость реакции зимней шины на рулевое управление, особенно на разогретом солнцем асфальте. Валкость и непредсказуемое поведение машины - угроза заноса и ДТП.
- Риск аквапланирования. Профиль для зимы имеет узкие канавки, которые максимально эффективны на снегу. Для защиты от аквапланирования на трассе в теплый сезон необходим протектор с более широкими водоотводящими каналами. На мокрой трассе не рекомендуется разгоняться свыше 100 км/ч.
- Увеличенный расход топлива. Мягкие зимние шины весят больше и сложнее в управлении. Это повышает сопротивление качению, и двигателю требуется больше энергии для движения. В среднем такие покрышки увеличивают расход горючего на 15-20% (зависит от типа авто и размера колес).
- Быстрый износ. При контакте с горячим асфальтом зимняя резина нагревается, что приводит к быстрому выходу из строя. Сезонный комплект при соблюдении температурного режима служит 3-5 сезонов. Вряд ли удастся сэкономить на смене колес: шины, которые используются в нетипичных погодных и дорожных условиях, могут быть стерты в ноль за пару месяцев. Такой вариант эксплуатации не только не обеспечит должного уровня безопасности, но и убьет зимние характеристики покрышки, и шины к зиме все равно придется заменить.
- Сниженный комфорт. Крупные блоки с обильной ламелизацией повышают уровень шума покрышек winter. Характерный для моделей симметричный направленный дизайн также усиливает внешний гул и вибрации.
Внимание! В техническом регламенте Таможенного союза нет запрета на фрикционные шины в теплое время года. Нельзя оставлять шипованную резину на летние месяцы (июнь, июль, август). Также строго запрещается ездить на летних колесах зимой (декабрь, январь, февраль). Сезонная замена резины проводится дважды в год при температуре выше +7°C (на лето) и ниже +7°C (на зиму). В регионах с умеренным климатом можно выбрать компромиссные всесезонные шины.
В каких случаях езда на зимней резине летом оправдана?
С учетом аргументов против зимних колес на трассе в теплое время года ВсеКолёса.ру не рекомендует кататься в неподходящей для сезона «обуви». Сезонная смена комплекта обезопасит вас на дороге и продлит срок службы комплектующих авто. Однако в некоторых случаях можно не менять шины на лето:
- Редкие поездки по городу или на небольшие расстояния за город (например, на дачу). При малом пробеге на умеренной скорости профиль не пострадает.
- Остаточная глубина зимней резины меньше 4 мм. Для сезонного использования такой комплект уже не подойдет, поэтому можно «докатать» его летом. Зимний комплект не предназначен для агрессивного стиля вождения. Соблюдайте скоростной режим, чтобы сократить остановочный путь в случае экстремального торможения.
Август, 2023. Автор статьи: Анна Костина